Впервые, о дайвинге в Норвегии я
прочитал в журнале Barakuda-96. Я отправил факс в дайвинг
центр города Lillesand, не выбирая, просто первое,
что попало под руку. У меня завязалась оживленная переписка, парни из этого
центра помогли мне заказать кемпинг и получить визу (подробности
получения опишу ниже). Я решил ехать следующим маршрутом: С.Петербург
- Хельсинки (на машине) - Хельсинки - Стокгольм (на пароме) - Стокгольм - Осло
- Лилесанд (на машине).
Где жить?
Как я уже писал заказать кемпинг или отель можно
через дайвинг центр,предоплаты никто не требует, достаточно обменяться
факсами. На мой взгляд, лучше жить в кемпинге. Кемпинг это несколько
домиков, прямо на берегу моря. Существуют дома на 4, 5 и 6 человек, ( можно разумеется на 2-ух снять любой, только плати). Мы
жили в коттедже с 2-мя спальнями. В каждом доме имеется также гостиная, кухня,
туалет и ванная. В гостиной цветной телевизор и одна стена полностью
стеклянная, так что вы можете наслаждаться прекрасным морским видом. На кухне
холодильник и любая посуда. Горячая и холодная вода круглосуточно. У каждого
дома есть веранда и на ней мангал для шашлыка или барбекю.
Кемпинги находятся в 15-20 минутах ходьбы (2-3
минуты на машине) от Лилесанда и поэтому можно
покупать в магазинах продукты и готовить самому, или ходить там
в многочисленные кафе и рестораны.
Стоит такой домик 3000 NOK (норвежские кроны) за
неделю.
Получение визы
Визу в норвежском консульстве в Питере я получил
за 1 неделю (кстати, абсолютно бесплатно). Нужно заполнить анкету и попросить в
кемпинге, где вы заказали коттедж, направить факс с подтверждением заказа в
консульство.
После получения Норвежской визы, нужно получить
транзитные: финскую и шведскую визы. Шведская виза получается за один день,
заполняешь анкету пишешь, что следуешь в Норвегию и на
следующий день получаешь паспорт с визой. Фины тянут
неделю, процедура и результат тот же.
В шведском и финском консульстве при выдаче берут
консульский сбор.
Паром Хельсинки - Стокгольм
Из Хельсинки в Стокгольм ходят ежедневно паромы
двух компаний Viking Line и
Silja Line. Паромы похожи
как близнецы, и это не только внешнее сходство, внутри тоже все одинаково.
Выходят из Хельсинки вечером около 19 часов и утром около 9 часов прибывают в
Стокгольм.
Паром - это особое впечатление о поездке. 12-ти
этажная громада, где первые 2 палубы заняты машинами от легковых авто до
автобусов и фургонов. На 12 этаже солярий, бассейн и сауны, девять этажей кают
для пассажиров от 4-ех местных (как купе в поезде) до 2-ух комнатных люксов.
Стоит это удовольствие 140FM (финских марок) для
машины и 250 FM на одного человека в 4-ех местное купе, в 2-ух местном 390 FM.
На пароме есть несколько магазинов, ресторанов,
казино, дискотека.
На паром заезжаешь на машине и потом поднимаешься
в каюту. Развлечений, как я уже написал, столько, что время пролетает
незаметно.
Билеты можно приобрести в Хельсинки на морском
вокзале перед отплытием.
Найти морской вокзал в Хельсинки очень легко,
нужно только внимательно смотреть на указатели при въезде в город и даже в
первый раз это не сложно.
Подготовка машины
Обязательно нужна страховка на машину, вот пожалуй и все особые требования. Иногда фины на таможне придираются к стеклам
тонированным пленкой.
Да, нужно не забывать, что на территории
Скандинавии ближний свет должен на машине гореть при движении всегда,
даже днем.
В путь
Подготовка закончена, теперь в путь. Из Питера до
Хельсинки нужно ехать по трассе E18 (российское обозначение М10). Расстояние
чуть больше 400 км.
Первое интересное место на трассе - это г.Выборг, очень красивая старая часть города, где стоит один
из самых древних в Европе рыцарских замков.
На границе с Финляндией в районе Выборга
существует два перехода в Торфяновке (Vaalimaa) и в Брусничном (Nuijamaa),
но если ехать в Хельсинки то лучше после Выборга по
Е18 ехать в Торфяновку (40 км). Формальности на
границе занимают около часа, и вот мы уже в Финляндии. Если из Питера до
границы дорога хорошая, то после границы просто очень хорошая, и удивительно
красивая природа вокруг.
Весь путь до Хельсинки занимает около 5 часов.
В Хельсинки посадка на паром начинается за 2-3
часа до отправления, рекомендую приехать пораньше и погулять по городу.
Хельсинки небольшой, но очень ухоженный и красивый город с множеством музеев.
На границе у финов лежат для туристов бесплатные
путеводители на русском языке (в крайнем случае на
английском).
При отплытии парома вы имеете возможность
насладиться удивительными видами старинных фортов, расположенных на островах
рядом с портом, далее путь на пароме проходит в сплошном угаре и метании между
ресторанами, дискотекой и казино, главное, утром заставить себя донести свою
голову до машины. Для тех, кто страдает морской болезнью, скажу, что паром
настолько огромный, качка отсутствует абсолютно.
В 9 утра паром пребывает в Стокгольм. Паспорта ни
кто не проверяет, никаких формальностей, сразу в дорогу. В Стокгольме огромное
количество указателей, так что нужно только запеленговать E18 и вперед, не
заблудитесь гарантированно, я, правда, зевнул один поворот, и пришлось
возвращаться.
От Стокгольма до Осло ~ 600 км. Дорога отличная,
очень живописная, много заправок и кафе. На границе Швеции и Норвегии также нет
паспортного контроля. Я понял, что мы уже в Норвегии, только потому, что
разделительная полоса из белой
стала желтой, больше ничего не изменилось.
Осло можно также очень легко проскочить по
указателям и далее ехать все по той же Е18. После Осло дорога идет вдоль берега
моря, качество дороги не меняется, но она становиться очень извилистой и
средняя скорость движения несколько падает. От Осло до Лилесанда
~300 км, дорога очень красивая - морские виды, фьорды, горы и скалы спускающиеся в море.
Выехав в 9 утра из Стокгольма, в 8 часов вечера мы
были в Лилесанде, при этом я один вел машину, и мы
неоднократно останавливались выпить кофе и перекусить.
Погружения
Организация погружений поразила меня индивидуальным
подходом, было чувство, что я единственный клиент. Можно совершать одно или два
погружения в день.
Все обстоит следующим образом. Вы говорите свои
пожелания, например что вам интересно посмотреть
затонувший корабль или еще что-нибудь. В назначенный час, прямо к причалу
кемпинга подходит небольшой катер с инструктором, грузим оборудование и вперед.
По ходу дела, можно вносить корректировки в план. Если вам понравится
какой-нибудь остров, мимо которого вы проплываете, то инструктор возражать не
будет, и поныряете там. На обед привозят опять в кемпинг, все места для дайвинга очень близко.
Под водой суровая красота Северного моря,
гигантские ламинарии, здоровые крабы, ежи, очень много морских звезд. Медузы с
очень жгучими нитями.
У островов под водой скалы образуют множество
отвесных стен с различными гротами. Стены гротов усеяны звездами и ежами.
Есть затонувшие корабли. Прозрачность воды зависит
от места, но 15-20м практически везде.
Вода ~17 С на
поверхности, я нырял в сухом костюме (можно взять в дайвинг
центре) и несколько раз в своем полусухом 7мм.
Стоит это все 170 NOK за одного человека в день.
Лучшее время года для погружений апрель-октябрь. Я нырял в июне.
Чем заняться еще ?
Можно арендовать катер или яхту и походить по окрестным
островам. Отличная рыбалка.
Вечерами в городе кипит жизнь, есть ночные клубы и
дискотеки.
По субботам большая ярмарка, куда местные жители
приходят в национальных костюмах.
P.S:
Я думаю что таким образом можно поехать и в другую часть Норвегии, например в
район Бергена или Трондхейма и понырять там в
Норвежском море, фьoрды там
еще круче, чем на юге Норвегии.