Фотографии.Красное
море.Египет
Затонувшие
корабли. Красное море. Сафари* (август 99г.).
Только что вернулся с дайвинг сафари по Красному морю. Доволен страшно. Я не первый раз ныряю в Египте, но постоянно поражаюсь красоте Красного моря.
Мы
запланировали это путешествие как посещение 5-ти самых известных затонувших
кораблей Северной части Красного моря и съемка подводного видеофильма. Мы - это
команда из 9-ти Питерских дайверов. Дайверская
квалификация команды абсолютно разная от инструктора CMAS*** до пловца CMAS*.
Добраться
до Египта сейчас очень легко. Самолетов из Москвы достаточно.
В
Египте в это время года на берегу ужасно жарко больше 45`С
в тени. Выходишь из Самолета на трап и такое чувство, что попал в сауну. Первое
желание быстрей искупаться в море, но и
вода не приносит желанной прохлады. Температура воды 30-31`С.
На следующий день после приезда мы все вместе идем на так называемый daily diving. Для нас это возможность проверки снаряжения в
«боевых условиях» и адаптации в открытой воде новичков. Ныряли в этот день 2
раза на риф Abu-Ramada и Tiffany. Очень понравилось,
встретили просто гигантскую мурену и несколько скатов. Встретили также много
дайверов, народу под водой столько же, как и на улицах Хургады. Глубина была не
более 15м, очень спокойная обстановка и я поставил свой личный рекорд по
продолжительности пребывания под водой 1 час. В море, кстати, не очень жарко
из-за постоянного ветерка.
После
дайвинга вечер в отеле с традиционным кальяном, танцем живота и египетским кофе
(они, почему-то наливают кофе в рюмку, и его невозможно выпить пока он
горячий). Часть вечера пришлось посвятить закупке пива и более крепких
напитков, для того чтобы взять их на корабль с собой. Египет страна
мусульманская и поэтому в свободной продаже спиртного нет. В отелях в барах все
есть, но огромные цены (банка пива ~3-4$). Но для того, чтобы нормальный
человек из России в полной мере почувствовал радость от «эмиграции», существует
free shop Пирамида. В этом магазине любой турист может купить при предъявлении
паспорта коробку пива и одну бутылку крепкого напитка
т.е. водки. Мы отоварили все паспорта.
И
вот утром мы грузимся на корабль, на котором нам предстоит провести пять дней в
море. Название корабля «Phalafel» ( www.phalafel.com ). Корабль очень даже не
плохой. Семь двухместных кают и просторная гостиная. Везде есть кондиционер, в
гостиной телевизор, в баре большой холодильник для напитков.
На
корабле имеется большой надувной катер «зодиак».
После
обычной для арабов суеты с опозданием на один час выходим в море. Курс на риф Sha`ab Abu Nuchas. На море достаточно бодрый
ветер и хорошая волна поэтому шли до рифа 4 часа. В
дороге пообедали, но при такой болтанке с непривычки как-то без аппетита.
Наконец
мы у цели. У рифа Abu Nuchas на дне лежат четыре из пяти
кораблей, которые мы запланировали посетить и снять. Корабли лежат у западной
стены рифа, но волна не позволила нам встать там на якорь. Приняли решение
бросить якорь за рифом на спокойной воде, а на место погружения идти на
«зодиаке». На востоке от рифа хорошо видны горы острова Shadwan.
Первая
группа из четырех дайверов садиться в «зодиак». Нам нужно найти корабль,
привязать к нему буй для последующих погружений и произвести первую съемку.
Наша цель “GIANIS D” корабль, затонувший в
1983г. Берем камеру и фотоаппарат. Волна с западной части рифа очень большая,
нас постоянно окатывает водой, иногда, когда мы проваливаемся между двух волн
нам невидно своего корабля.
Выходим в намеченную точку,
кувырок назад с борта «зодиака» и вот я вижу корабль прямо под нами, мачта буквально
в 4-5ти метрах, видимость в воде отличная 25-30м и я вижу всю корму корабля.
Мои коллеги уже тоже в воде. Берем с лодки буй, аппаратуру и вниз. Ощущается
течение, поэтому пока мы прыгали, нас немного снесло к северу вдоль рифа.
Пришлось изрядно поработать ластами, чтобы приблизиться к кораблю и закрепить
линь. Сомнений нет, это “GIANIS D”. Под нами его кормовая часть с большой рубкой, ‘П’-образной мачтой и трубой. На трубе явно выделяется буква «D».
Носовая часть лежит далеко к северу. Мы
решили в это погружение обследовать корму. Корабль на дне 16 лет, очень сильно
зарос кораллами. Можно легко зайти на капитанский мостик и в огромный трюм.
Существует вход и в машинное отделение, там виден длинный ряд высоких баллонов,
напоминающих газовые. Большое количество рыб попугаев.
В укромных и темных местах внутренних помещений корабля сидят рыбы крылатки. Я
первый раз видел картину, когда несколько крылаток строем, достаточно для них
быстро, шли вдоль борта корабля. Две огромные рыбы луны постоянно крутились у
трубы корабля, нисколько не пугаясь ныряльщиков. Максимальная глубина у винта
27м.
В
этот день сделали только одно погружение, но т.к. для многих это был первый в
жизни осмотр затонувшего корабля, то при просмотре вечером отснятого материала
восторгам не было предела.
В
последующие дни технология погружений осталась без изменений. Корабль из-за
волны стоит за рифом, и мы ходим на дайвинг на «зодиаке».
Мы
осмотрели еще 3 корабля, это “SEA STAR”,”CHRISOULA K” и “CARNATIC”.
“SEA STAR”-
грузовое судно затонуло в 1976г. Шло с грузом каменной плитки для пола. Все
трюмы корабля завалены под завязку этой плиткой, на ней явно видна надпись “Made in Italy”. Большие груперы обжили
все пустоты трюма. Можно полазить по внутренним помещениям корабля, но это для опытных дайверов. Там много узких коридоров, дверей и
трапов. Часто при этом приходится снимать компенсатор и двигать его впереди
себя. Винт корабля почти не ушел в песок, и представляет красивую арку. Вокруг
очень много ежей, которые называются – терновый венец. Как и везде огромное
количество рыб. У корабля практически отсутствует носовая часть, но в остальном, он сохранился очень хорошо. У этого корабля мы
встретили акулу. Это было второе наше погружение на “SEA STAR”,
мы находились в воде, на поверхности и готовились к погружению. Вдруг прямо под
нами появилась акула. Её длинна была около 1,5-2-ух метров. Акула не торопясь,
сделала круг и уплыла в сторону лежащего на дне корабля. Я не успел
сфотографировать её т.к. первые мгновения просто смотрел на неё, а затем пока включал камеру она уже отошла на большое расстояние.
За
день до этого, просто днем, ныряя на рифе, мы видели проплывающих невдалеке
двух акул, но они были меньшего размера. Все эти акулы относятся к виду whitetip reef shark. Их легко узнать по белому
треугольнику на спинном плавнике и хвосте.
”CHRISOULA K”- затонула в 1981г. На этом корабле нет груза, все
трюмы пусты. Трюм поражает своими размерами, ощущение, что находишься в
заполненном водой спортивном зале.
На
корабле очень хорошо сохранились кормовые надстройки. За кормой мы видели
шикарную рыбу Наполеон не меньше метра длинной.
Одна
из мачт корабля была, вероятно, снесена во время катастрофы и сейчас стоит
вертикально рядом с кораблем. Это выглядит как обросший кораллами столб,
поднимающийся с глубины 22м и заканчивающийся на глубине 9м.
И
последний корабль на рифе Abu Nuchas это почтовый английский
пароход “CARNATIC”. Судно шло из Англии в Бомбей и затонуло в 1869г.
Из всех затонувших кораблей на рифе этот корабль мне понравился больше всего.
Судно
лежит на глубине 27м вдоль кромки рифа с большим креном на левый борт. Так как
это корабль средины прошлого века то многие части обшивки были выполнены из дерева.
Дерево не сохранилось, но остался металлический каркас. И вот корабль лежит на
дне как скелет огромного морского чудовища. Можно поплавать между переборками
первой и второй палубы внутри этого гигантского скелета. Средняя часть корабля
сильно разрушена, но нос и корма смотрятся отлично.
За 130 лет на дне все части этого скелета
полностью покрылись мягкими и жесткими кораллами. И от этого зрелище
приобретает еще более фантастический характер. На одной из железных частей,
торчащих из грунта, в средней части корабля вырос огромный коралл акропора. Это
сооружение выглядит как гриб с диаметром шляпки 1,5-2 м.
Очень
эффектно смотрится кормовая часть корабля с огромными торчащими из песка
лопастями винта и рулем. Мы встретили черепаху у винта, но она, увидев
аквалангистов, предпочла удалиться.
В
день мы обследовали по одному кораблю, а ночью совершали ночные погружения на
рифе. Ночное погружение это абсолютно особое удовольствие. Полная темнота
вокруг, видно только то что вырывает из темноты луч
фонаря. Казалось бы привычные при дневном свете
кораллы приобретают самые причудливые формы. Дневные рыбы спят в расщелинах и
под камнями. Они не обращают внимания на ныряльщика и подпускают вплотную к
себе. Ночью неподвижные днем ежи «оживают» и разгуливают по дну. На охоту
выходят те подводные жители которых днем не встретишь.
Когда начинаешь подниматься и делаешь остановку безопасности, то весишь в
пустоте. Ни вверху ни внизу ничего нет. Летишь в
космосе, ощущения полной ирреальности
происходящего.
Осмотрев
затонувшие корабли на рифе Abu Nuchas, мы направляемся к рифу Sha`ab Ali. Там находиться, пожалуй, один из самых известных
затонувших объектов Красного моря английский транспортный корабль “THISTLEGORM”.
Sa’ab Ali находится
недалеко от побережья Синайского полуострова.
Мы
снимаемся с якоря вечером и до темноты успеваем пересечь пролив Gubal.
Переход занял около 2ух часов. В проливе очень оживленное движение. В сторону
Суэцкого канала постоянно идет множество кораблей.
Ночь мы провели на якорной стоянки у рифа. Утром мы выходим к месту гибели корабля.
Корабль
затонул в октябре 1941г. Он вез снаряжение для армейской группировки англичан
ведущей боевые действия на севере Африки. Немецкие самолеты обнаружили корабль,
он был поражен торпедой и затонул.
Корабль
лежит на ровном киле, на грунте практически в открытом море. Максимальная
глубина в этом месте 33м. На море ветер и в этом месте есть течение, поэтому
встать на якорь очень проблематично.
Вдвоем,
я и идейный вдохновитель нашей экспедиции Константин К. первыми идем вниз.
Задача нашего короткого погружения закрепить внизу линь на котором будет стоять
наш корабль и по которому будут спускаться(чтобы не
снесло течением) и подниматься(для удобства прохождения остановки безопасности)
остальные дайверы.
Оказавшись
в воде я сначала не увидел корабля, т.к. из-за течения
прозрачность воды ~20м. Но постепенно во
время спуска он начал вырисовываться в синей глубинной дымке.
С первого взгляда было
видно, что он в 3-4 раза больше всех кораблей, которые мы осматривали до этого.
От зрелища, которое, я увидел, перехватило дух.
Мы
погрузились у кормы, двигаясь вдоль
левого борта к носу нашли крепкую, на наш взгляд, железяку
торчащую из грунта и привязали к ней линь.
К
сожалению после этого нужно идти наверх. Мы провели под водой 12 мин., но даже
такой короткий визит произвел на меня глубокое впечатление.
После
получасового перерыва мы идем под воду группой из 4-ти человек с фото и видео
аппаратурой.
Мы
опускаемся на грунт в том месте, где в корабль, вероятно, попала
торпеда и произошел сильнейший взрыв. Корма практически оторвана от
корпуса корабля. На месте взрыва лежит огромная гора из сотен ящиков с
патронами, снарядами и другим армейским снаряжением. Вверх гусеницами лежат 2
легких танка. Я видел несколько снарядов высотой более 1,5м. Металлические
листы обшивки палубы задрались как крышка на гигантской консервной банке. Над
этим завалом переходим на правый борт и вдоль него движемся в сторону носа
корабля. Проплываем мимо двух шлюпбалок, остатков шлюпок нет
возможно команде удалось ими воспользоваться. За ними стоит тендер паровоза,
его не сорвало при взрыве и он находится на палубе. Обойдя тендер
выходим к большому грузовому люку в трюм.
Спускаемся
в трюм. Темно, лучше включить фонари. Перед нами невероятное зрелище, все пространство
трюма заставлено военными джипами и мотоциклами. Многие детали сильно заржавели
и разрушились, но например резина на колесах выглядит
как новая, кое где на машинах сохранились стекла. Я даже посидел в одной
машине, и подергал рычаг переключения передач. Еще здесь нам попались части
крыльев самолета, возможно, что перевозился самолет в разобранном виде.
После
осмотра трюма направляемся к паровозу. Он стоит на песке примерно в 30 м от
левого борта корабля. Очень необычное зрелище – песок, рыбы и паровоз.
Уникальный объект для съемок. Глубина в районе паровоза 33м.
Вообще
все вокруг настолько завораживает нас, что один из наших коллег забывает
контролировать свой расход воздуха. В тот момент, когда мы снимаем паровоз, он
показал, что у него остался в баллоне резерв. Немного подвсплыв, я с ним
направляюсь к нашему якорному концу, и мы начинаем медленно подниматься. Воздух
у моего друга, к сожалению, быстро заканчивается, и мне пришлось дать ему свой
октопус. На глубине 15 во время подъема к нам присоединилась вторая наша пара,
и на остановке безопасности наш коллега дышал уже из октопуса Константина.
Во
время второго погружение мы продолжили осмотр корабля, и зашли в трюм на носу
судна. В переднем трюме стоят грузовые машины. В кузов у многих загружены
мотоциклы. Здесь же полно ящиков со снаряжением, в частности с резиновыми
сапогами. На баке корабля хорошо сохранились якорные лебедки с мощными цепями.
Справа и слева от входа в носовой трюм на палубе стоят две железнодорожные
цистерны. От них мы по левому борту направились к корме, к месту, где произошел
основной взрыв.
Наша
группа уходит наверх, но мы с Костей остаемся, и после того как все выходят на
поверхность, отвязываем якорный канат. Далее нам предстоит пройти небольшую
декомпрессионную остановку, мы ведь провели больше всех времени на глубине.
Вывешиваемся на глубине ~6м. Течение медленно проносит нас над кораблем,
своеобразное прощание. Странное щемящее чувство не покидало меня целый день, но
с другой стороны такой восторг от дайвинга на затонувшем корабле я не испытывал
никогда. После того как корабль исчез в синеве, мы опять в открытом водном
космосе, дна не видно и вечернее солнце уже не так хорошо пробивается с
поверхности. Летим, посматривая на часы.
Когда
мы поднялись на поверхность, с корабля за нами отправили «зодиак». Интересно,
что нас под водой несло течением, а корабль на поверхности ветром в прямо
противоположную сторону и расстояние между нами оказалось очень большим.
Далее
переход до Хургады, прощальный ужин в отеле на берегу, самолет в Россию - это
всё уже проза жизни, в сравнении с тем, что мы видели и пережили на этом
сафари. Кроме дайвинга в отличной компании, это и рыбалка и лобстеры, русская
уха под водочку где то посреди Красного моря, ловля
кальмара т.д. В море я, кстати, с удовольствием засыпал не в каюте с
кондиционером, а на верхней палубе, подолгу глядя на звезды и слушая шум ветра
и волн.
Все
в нашей жизни когда-то кончается, закончилось и это путешествие, очень жаль. Но
есть в этом и положительный момент ведь можно начинать строить новые планы, а
каждое следующее путешествие обязательно должно быть лучше предыдущего.
*Примечание:
"дайвинг сафари" по иностранному, это экзотическая поездка с житьем
на корабле и подводным нырянием с аквалангом. По арабски
"сафара" значит "путешествие". Это слово перешло из
арабского в язык суахили и там приобрело значение "охотничья вылазка"
или просто "охота". Затем слово переняли белые колонисты и стали
называть так экзотическую охоту в Африке. Постепенно охота такая стала доступна
все большему числу публики (по мере развития "среднего класса",
оплачиваемых отпусков и массового туризма). А вместо отстрела диких животных,
на первый план вышло их фотографирование. В наши времена этим
словом в турбизнесе именуют всякое экзотическое мало-мальски длительное
путешествие и необычную экскурсию. В туризме, водолазно-подводном, это часто
синоним "live aboard" - житья на борту судна, потому, что тем самым
можно уплывать из порта на несколько дней и посещать, относительно недоступные уголки для ныряния
- где народу под водой не так уж много, а кораллы не очень обломанные якорями,
ластами и руками любителей сувениров...
Diver CMAS 3*, Nitrox Diver TDI
PS Обошлась мне эта поездка в 1000$. Сюда вошли:
-
билеты на паровоз Питер-Москва и обратно;
-
авиабилеты в Хургаду и обратно;
-
три ночи в отеле, мы жили в Helnan Regina (заявлен вроде как ****,но с этим
можно поспорить, хотя кондиционер работал отлично);
-
дневной дайвинг на боте
с двумя погружениями;
-
5 дней/4 ночи на корабле «Phalafel» (www.phalafel.com), неограниченный дайвинг, питание а также легкие напитки на корабле (чай, кофе, вода и
Кока-кола);
-
ну и разумеется все трансферы;
Дополнительно,
как я уже рассказывал, пришлось потратиться на спиртное и пиво.
Кормили
на корабле очень прилично. Мы сами один раз купили у рыбаков штук десять
огромных лобстеров. Среди нас был один заядлый рыбак и
мы в один из вечеров сварили уху из пойманной им рыбы.
Кондиционер
в каютах работал и не гремел.
На
корабле была только наша компания и экипаж.
Фотографии. Красное море.
Египет.